Организация и управление бизнесом на основе концепции SCM включают в себя четыре основных этапа, представленные на рисунке:
- интеграцию всех партнеров цепи создания стоимости для решения общих задач на основе организации межфирменных кооперационных отношений;
- моделирование и реинжиниринг ключевых бизнес-процессов;
- разработку принципов построения и структуры системы интегрированного планирования и управления;
- создание концепции информационных технологий для SCM.
Организация межфирменных кооперационных отношений направлена на создание партнерских отношений между предприятиями – участниками цепи поставок. На этапе организации системы SCM решается комплекс задач, связанный с установлением договорных отношений между предприятиями, выбором формы организации кооперационных отношений, выработкой системы целей кооперации, определением ролей, ответственности и правил взаимодействия.
Фаза моделирования и реинжиниринга ключевых бизнес-процессов направлена на создание статического информационного портрета системы CSM. Задачами данного этапа являются выявление и описание межорганизационных бизнес-процессов с помощью специальных инструментальных средств их моделирования. Помимо этого, важной составляющей данного этапа является применение специальных методик, позволяющих вскрыть их «узкие» места и произвести целенаправленное улучшение (реинжиниринг). С учетом значительной степени сложности и неопределенности в производственно-логистических цепях особое значение приобретают вопросы оценки устойчивости бизнес-процессов относительно определенных классов возмущений, а также разработки механизмов перехода на альтернативную траекторию выполнения бизнес-процесса в случае отклонений от планового состояния.
Целью этапа разработки принципов построения и структуры системы интегрированного планирования и управления являются выбор стратегии и создание комплексных моделей планирования и управления цепью поставок. На этом этапе происходят постановка и формализация типовых задач, а также разработка методов их решения с учетом особенностей цепи поставок. Особое значение здесь приобретает системный учет факторов неопределенности с использованием специальной системы показателей. Важным элементом данного этапа является также разработка инструментальных средств для моделирования и оптимизации цепи поставок.
Этап разработки концепции информационных технологий завершает построение системы SCM. Создание единого информационного пространства (ЕИП), то есть среды интегрированного планирования и управления всей цепь поставок, координации и коммуникации участников цепи представляет собой важнейшую составляющую концепции SCM. К основным составляющим ЕИП для SCM относятся системы планирования (Supply Chain Planning) и оперативного управления (Supply Chain Execution). Развитие информационных технологий для SCM, систем класса E-SCM для работы с интернет-технологиями, а также обеспечение взаимодействия между различными классами систем, используемых различными участниками цепи поставок (Interoperability Tools).
1. Организация межфирменной кооперации
При построении кооперационной стратегии ведения бизнеса предприятия неизбежно сталкиваются не только с новыми возможностями, но и с новыми потенциальными опасностями. В связи с этим, особое значение в рассмотрении проблемы организации кооперационной системы взаимодействия предприятий приобретают вопросы шансов и риска.
К основным шансам (преимуществам) кооперации относятся возможность быстрого освоения новых рынков, сокращение затрат, трансфер технологий и ноу-хау, дополнительные инвестиционные возможности, возможности разделения рисков среди партнеров в цепи поставок. К основным рискам (недостаткам) кооперации относятся увеличение зависимости от партнеров по бизнесу, риск утраты ноу-хау и конкурентных позиций (см. таблицу). Влияния перечисленных выше свойств зависит от организационной формы кооперации.
Общие преимущества и недостатки кооперации
Преимущества |
Недостатки |
|
Риск | Распределение рисков между участниками цепи поставок |
Опасность одностороннего использования кооперации
Зависимость от партнеров Опасность потери ноу-хау Прозрачность маркетинговой стратегии для конкурентов |
Затраты | Снижение затрат как результат эффекта масштаба и снижения транзакционных издержек |
Расходы на ИТ
Длительный срок принятия решений Расходы на реинтеграцию |
Результат |
Ускоренное освоение рынка
Развитие стандартов |
Необходимость коллегиального согласования
Отсутствие возможности одностороннего использования конкурентного преимущества |
Ресурсы |
Усиление финансового потенциала
Улучшение оснащения имуществом Рост уровня квалификации работников Пополнение технических ноу-хау |
«Связанные» ресурсы для кооперационного проекта |
2. Моделирование и реинжиниринг ключевых бизнес-процессов
Основными средствами и методами моделирования логистических и производственных процессов в настоящее время являются SCOR, ARIS, UML, IDEF. Но если методологии ARIS, UML, IDEF являются общими методами моделирования процессов, то модель SCOR (Supply Chain Operation Reference) была специально разработана для реализации SCM. Это было вызвано необходимостью создания методики моделирования SCM и одинакового понимания лежащих в основе этого метода процессов с последующей их оценкой. С помощью SCOR-модели должны быть созданы единые, сравнимые и приспособленные для оценки модели процессов внутри цепи поставок.
SCOR-модель или референтная модель операций в цепи поставок создана и развивается международным Советом по цепям поставок (SCC – Supply Chain Council), независимой некоммерческой организацией, разрабатывающей межиндустриальные стандарты управления цепями поставок. Модель задает язык для описания взаимоотношений между участниками цепи поставок, содержит библиотеку типовых бизнес-процессов и связанных с ними метрик, лучших практик и технологий. Эта модель помогает не только оценить текущую деятельность, но и оценить эффективность реинжиниринга бизнес-процессов компании.
В России и СНГ развитием SCOR-моделей занимается национальный Совет по цепям поставок.
3. Построение интегрированной системы управления
Построение интегрированной системы правления начинается с организационных изменений (реинжиниринга бизнес-процессов) и создания комплексных моделей планирования и управления цепью поставок. И лишь после синхронизации всех основных бизнес-процессов, разработки стратегии и концептуальных моделей планирования и управления цепью поставок можно приступать к работам по внедрению информационных систем, поддерживающих интегрированное управление цепью поставок.
Наиболее распространенными стратегиями подобной интеграции в концепции SCM являются CPRF (Collaborative Planing, Replenishment and Forecasting), VMI (Vendor-Managed Inventory), SCMo (Supply Chain Monitoring), DCC (Demand and Capacity Collaboration), CSRP (Customer Synchronized Resource Planning), EVCM (Extended Value Chain Management), ECR (Efficient Consumer Response) и др.
4. Разработка концепции информационных технологий
Функциональное содержание информационных систем для SCM должно быть направлено на то, чтобы следовать динамике развития рынка и поддерживать возможные функциональные и структурные изменения в цепи поставок. При этом необходима реализация следующих основных функций:
- обеспечение информационной открытости (визуализации) в логистической цепи;
- планирование и оперативное управление в режиме реального времени.
Тенденциями развития ИТ для CSM является разработка систем класса E-SCM на основе Интернет-технологий, а также обеспечение взаимодействия между различными классами систем, используемых различными участниками цепи поставок (Interoperability Tools). В концепции E-SCM, Интернет выступает в качестве среды коммуникации партнеров в цепи поставок и их информационных систем. К основным элементам E-SCM относятся: E-Procurement, E-Fulfillment, E-Commerce, E-Collaboration.