Имеется три основных критерия выбора поставщика:
– стоимость приобретения продукции или услуг;
– качество продукции или услуг;
– надежность обслуживания.Один из ключевых вопросов материально-технического снабжения – качество поставляемого сырья и комплектующих изделий. Несмотря на конкуренцию среди потенциальных поставщиков на внутреннем и международном рынке, проблема качества материальных ресурсов (МР) стоит достаточно остро. Наиболее солидные западноевропейские, американские и японские компании разрабатывают специальные программы по поддержанию и повышению качества своей продукции. Значительное внимание в них уделяется качеству поставляемых МР.
Под надежностью обслуживания понимается гарантированность обслуживания потребителя нужными ему ресурсами в течение заданного промежутка времени и вне зависимости от недопоставок, которые могут возникнуть, нарушений сроков доставки и т. п. Надежность оценивается через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя. В отдельных случаях качество обслуживания, а также отдельные условия поставки не отражаются на цене приобретения.
Кроме основных критериев выбора поставщика существуют и прочие критерии, количество которых может доходить до нескольких десятков.
Для сбора информации, необходимой для применения перечисленных критериев, требуется использование разнообразных источников, таких как:
– собственное расследование;
– местные источники, действующие на данной территории юридические лица или «осведомители» официальных органов;
– банки и финансовые институты;
– конкуренты потенциального поставщика;
– торговые ассоциации, например Торгово-промышленная палата РФ;
– информационные агентства;
– государственные источники, такие, как регистрационные палаты, налоговая, лицензионные службы и пр., обладающие открытой для ознакомления информацией.
Правила отбора источников информации:
– нельзя ограничиваться одним источником информации, вне зависимости от объема и глубины предоставляемой им информации;
– как минимум один из используемых источников должен быть независимым, т.е. не быть заинтересованным в возможных последствиях использования предоставленной им информации.
– окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение, и не может быть полностью формализован.