Уроки по запчастям

Как понять, что ремень ГРМ плохой: признаки, проверка и профилактика

Как понять, что ремень ГРМ плохой: признаки, проверка и профилактика
окт 14 2025 Игорь Чернов

Краткие выводы

  • Шумы из моторного отсека, особенно «скрежет» или «шуршание», часто сигнализируют о проблемах с ремнём.
  • Трещины, растяжения и потеря гибкости видны при визуальном осмотре.
  • Неправильная работа двигателя (потеря мощности, перебои в работе) может быть вызвана проседанием натяжения.
  • Регулярный осмотр каждые 10000км и замена в сроки, указанные производителем, минимизируют риск поломки.
  • При любом подозрении - лучше заменить ремень сразу, чем рисковать серьёзным отказом.

Что такое ремень ГРМ - это резиновый или тканевый привод, соединяющий коленвал и распредвал(ы) для синхронного вращения

Ремень ГРМ (газораспределительного механизма) отвечает за точную координацию открывания и закрывания клапанов с положением поршня. Его отказ приводит к «прыжкам» клапанов, ударным звукам и, в худшем случае, к поломке головки блока.

Главные признаки износа

Существует несколько типовых симптомов, которые позволяют быстро определить, что ремень уже не в лучшем виде.

  1. Шумы в моторном отсеке. Если слышите скрежет, шуршание или «щелчки», особенно на холостом ходу - это часто признак трещин или ослабления ремня.
  2. Наличие трещин на поверхности ремня, которые могут выглядеть как мелкие разрывы или волокнистые линии.
  3. Видимые растяжения изменения длины ремня, проявляющиеся в виде провисания между шкивами.
  4. Потеря гибкости - ремень становится жёстким, при попытке согнуть его слышен треск.
  5. Снижение мощности двигателя, «тряска» на ускорении, перебои в работе на средних оборотах.
  6. Ошибка индикатора «Система ГРМ» в бортовом компьютере (если такая функция есть).
Схема двигателя с ремнём ГРМ, натяжителем и роликами.

Визуальная проверка ремня

Самый простой способ - осмотр без разборки. Для этого откройте крышку крышки ГРМ защищает ремень и натяжитель от попадания грязи. При осмотре обратите внимание на:

  • Наличие трещин, разрывов, кусочно-отслоившихся волокон.
  • Состояние роликов небольших шкивов, по которым идёт ремень - они должны быть без зазубрин и износа.
  • Работу натяжителя механизма, поддерживающего нужное натяжение ремня. Если он выглядит ослабленным, провисает или показывает признаки коррозии, это тревога.
  • Наличие масла, охлаждающей жидкости или металлической стружки вокруг ремня - свидетельствует о протечке и ускоренном износе.

Проверка в работе

Если визуальный осмотр не дал однозначного ответа, можно проверить работу ремня при запуске двигателя.

  1. Запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу 2‑3минуты.
  2. Слушайте звук ремня - если слышите, что он «тянется» или «пружинит», натяжитель может быть ослаблен.
  3. Наблюдайте вращение шкивов. При правильном натяжении шкивы вращаются без рывков; рывки указывают на растяжение.
  4. Если автомобиль оснащён функцией проверки синхронизации, задайте диагностический код через OBD‑II и проверьте параметры положения распредвала.

Что делать, если подозрение подтверждается

Не откладывайте замену - ущерб от прорвавшегося ремня гораздо дороже.

  • Снимите крышку ГРМ и замените ремень, натяжитель и ролики одновременно. Это предотвратит будущие проблемы.
  • Проверьте состояние распредвала деталь, которая передаёт вращение от ремня к клапанам. При появлении царапин или сколов может потребоваться сервисный ремонт.
  • После замены выполните правильную процедуру растяжения, указанную в сервисной книжке автомобиля (обычно несколько оборотов коленвала с завинченной гайкой натяжителя).
Установка нового ремня ГРМ: механик натягивает натяжитель.

Профилактика и график замены

Производители указывают сроки в километрах или годах - обычно от 60000до 120000км. Однако реальный износ зависит от условий эксплуатации.

Ключевые факторы, влияющие на срок службы ремня ГРМ
ФакторВлияниеРекомендация
КлиматВысокие температуры ускоряют старение резиныПроверять каждые 10000км в жарком климате
Стиль вожденияЧастый быстрый разгон повышает нагрузкуСократить интервалы до 80000км при агрессивной езде
Качество маслаКонтаминанты разлагают резинуМенять масло по регламенту, использовать рекомендованные типы
Уровень обслуживанияНеправильная установка приводит к преждевременному износуОбращаться в сервисные центры с квалифицированным персоналом

Если вы не уверены в точных цифрах, ориентируйтесь на возраст ремня: после 5‑7 лет эксплуатации его свойства уже заметно ухудшаются, даже если пробег невысок.

Типичные ошибки при обслуживании

  • Игнорировать небольшие трещины - они быстро распространяются.
  • Пользоваться неоригинальными ремнями без подтверждённого качества.
  • Не проверять натяжитель при заменe ремня.
  • Пропускать проверку роликов - изношенный ролик может «резать» ремень.

Часто задаваемые вопросы

Как часто нужно проверять ремень ГРМ?

Рекомендуется проводить визуальный осмотр каждый раз при обслуживании двигателя, а минимум раз в 10000км. При экстремальных условиях (жаркий климат, агрессивный стиль вождения) - каждые 5000км.

Можно ли заменить ремень ГРМ самостоятельно?

Теоретически да, но требуется специальный набор инструментов и точные инструкции. Ошибки при натяжении могут привести к серьёзным поломкам, поэтому большинству владельцев советуем доверить замену квалифицированному специалисту.

Что происходит, если ремень ГРМ порвался во время движения?

Двигатель мгновенно теряет синхронизацию, клапаны могут столкнуться с поршнями, что приводит к серьезному механическому ущербу - изгибам клапанов, повреждению головки блока, иногда даже к полному выходу двигателя из строя.

Какие альтернативы ремню ГРМ существуют?

В некоторых моделях используют цепочку привода ГРМ. Цепи обычно служат дольше, но требуют иной метод обслуживания и могут шуметь при износе.

Какие модели автомобилей чаще всего требуют замены ремня до 60000км?

Это обычно бюджетные автомобили с резиновыми ремнями, такие как некоторые версии Lada Vesta, Kia Rio, Renault Logan. У их производителей рекомендовано менять ремень уже через 60000км из‑за более дешевого состава резины.