Когда судно находится в порту, на него распространяется юрисдикция государства этого порта, что влечет за собой требования по выполнению законов и оформлению документов на грузоперевозки морем.
Для того, чтобы команда, а в частности, капитан были гарантированно обеспечены документами, сведениями, портовыми услугами (лоцманская проводка, буксировка и т.д.), в том числе, провизией, работают судовые агенты.
Агентов делят на два основных типа: трамповый и линейный. Трамповый работает в чартерном (нерегулярном) судоходстве, а линейный – в регулярном линейном судоходстве. Между ними есть существенные отличия.
Работа линейного агента заключается не столько в помощи судну, сколько в помощи грузовладельцу найти своего перевозчика. Линейный агент сообщает расписание, по которому осуществляются грузоперевозки и тарифные ставки, что является одной из важных составляющих информации, нужной грузовладельцу для фрахтования судна.
В трамповом судоходстве обязанности агента шире. Вся его деятельность касаемо одного конкретного судна разбита на три этапа: до прихода в порт, во время нахождения судна в порту и после отхода из порта.
До прихода в порт агент информирует портовые службы о расчетном времени прибытия судна (ETA), договаривается о буксировке, лоцманской проводке и о том, кто за них платит – судовладелец или грузовладелец.
Когда судно в порту, агент следит за тем, чтобы портовые работники проводили все операции в соответствии с хорошей практикой, без нарушений. Также агент оказывает всяческое содействие капитану в случае подачи морского протеста. Обеспечивает для судна снабжение, заказывает проведение инспекций.
Вместе с капитаном он проверяет дисбурсментскй счет (документ, отражающий все расходы в порту для жизни судна), а также осуществляет смену экипажа, если требуется (оформление визы, обеспечение доставки в аэропорт).
После того, как судно уходит из порта ля дальнейшей морской грузоперевозки, агент от имени и по поручению капитана расплачивается с портовыми службами за все оказанные услуги.
Функции агента могут варьироваться в зависимости от того, кто его нанял. Если его протеже судовладелец, то агент содействует команде. Если же его нанял грузовладелец, то для большей уверенности судовладелец нанимает контрагента, который будет вести консультации в спорных ситуациях.
Агенты – важные люди для осуществления морской грузоперевозки, так как обеспечивают законный документооборот, консультацию и поддержку судовладельцу.