Задача по логистике. Небольшой продовольственный магазин продает свежие овощи и фрукты, которые он закупает у местного фермера. В сезон поспевания клубники спрос на нее приближен к нормальному распределению со средним значением 40 кварт в день и стандартным отклонением 6 кварт в день. Стоимость избыточного запаса – 35 центов за кварту. Ежедневно магазин заказывает 49 кварт свежей клубники.
а) Каковы будут возможные убытки от нехватки запасов (на одну кварту)?
б) Почему они находятся в разумных пределах?
Решение задачи
Оптимальный уровень запасов с учетом изменяющегося спроса и ежедневного пополнения запаса определяется по формуле:
Qo = d + z∙s,
где d – средний спрос в день;
z – число стандартных отклонений, определяемое уровнем обслуживания;
s – стандартное отклонение спроса.
Магазин ежедневно заказывает Qo = 49 кварт клубники, значит можно найти число стандартных отклонений z.
z = (Qo – d)/s = (49 – 40)/6 = 1,5.
По таблице значений функции стандартного нормального распределения найдем уровень обслуживания, соответствующий найденному значению z. Для z = 1,5 уровень обслуживания равен 93,32%. Можно также воспользоваться функцией =НОРМСТРАСП(1,5) в программе MS Excel.
С другой стороны уровень обслуживания может быть найден по формуле:
Уровень обслуживания (SL) = Снехв/(Снехв + Сизбыт),
где Снехв – убытки от нехватки запасов, на единицу запаса;
Сизбыт – издержки, связанные с избыточным запасом, на единицу запаса.
Выразим из последней формулы Снехв:
Снехв = SL∙Сизбыт/(1 – SL) = 0,9332∙35/(1 – 0,9332) = 489 центов за кварту.
Т.о., возможные убытки от нехватки запасов составят 489 центов на одну кварту. Другими словами, это нереализованная прибыль за кварту клубники. Эти убытки значительно больше издержек, связанных с избыточным запасом. Магазину не выгодна ситуация с нехваткой товара. Именно поэтому магазин ежедневно заказывает 49 кварт свежей клубники, что превышает средний ежедневный спрос на нее.
При решении задачи использовался материал книги Вильяма Дж. Стивенсона «Управление производством».
Как раз для реферата, еще раз спасибо.